Черепица в дефиците

Рынок штучной черепицы стабильно и уверенно растет. Черепица становится все более востребованной. Расширяется ассортимент, увеличиваются объемы отечественного производства. Потребителю стараются предложить все новые формы и цвета. Однако спрос зачастую превышает предложение, особенно в разгар строительного сезона.


На сегодняшний лень штучная черепица представлена тремя вилами продукции: керамическая, цементно-песчаная (которые относят к группе натуральной черепицы), а также полимер-песчаная.


Натуральная черепица настойчиво старается отвоевать себе достойное место среди других более популярных современных кровельных материалов для скатных крыш. Однако существенно потеснить своих «конкурентов» пока ей не удается. Так, в 2007 г. натуральная черепица занимала 5-7% рынка материалов для скатных кровель. В физическом выражении, по мнению операторов, это составляет приблизительно 2-2,5 млн.кв.м. Только в Киевском регионе в прошлом году было продано натуральной черепицы 1 млн. кв. м, из них 500 тыс. кв. м приходится на керамику, и соответственно столько же на цементно-песчаную черепицу.


Темпы роста рынка натуральной черепицы за 2007 г. весьма впечатляющи. По керамической черепице прирост составил 70-90%, по цементно-песчаной — 30-40%.
Соотношение доли керамики и цементно-песчаной черепицы операторы оценивают так: 60% продаж составляет керамическая черепица и 40% — цементно-песчаная.
Несмотря на достаточно широкий ассортимент и перечень представленных торговых марок натуральной черепицы, спрос на эту продукцию полностью не удовлетворен. Особенно этот дефицит ощущается в разгар строительного сезона. Это связано с большим спросом в европейских странах, а потребности украинского рынка удовлетворяются по остаточному принципу. Впрочем, не у всех поставщиков черепицы есть проблемы с поставками.


Керамика

В настоящее время в сегменте керамической черепицы почти на 100% царствует импорт. Хотя керамическая черепица и выпускается в Украине (ее изготовлением занимаются некоторые заводы, основное направление деятельности которых - производство кирпича, керамики и прочей продукции), однако объемы очень малы, и продается украинская черепица только на узких региональных рынках. Именно по причине нераспространенности украинской керамики операторы рынка, как правило, утверждают, что таковая и вовсе отсутствует. Также не жалуют и качество нашей керамики, говоря, что она не идет ни в какое сравнение с импортной. По причине неконкурентоспособности продукции не так давно закрыл производство керамической черепицы завод в Коломые. Импорт же керамики представлен весьма широким списком торговых марок:


• BRAAS (международный концерн Lafarge Roofing, с 2007 г. переименованный в Monier Roofing);


• Koramik (австрийского концерна Wienerberger Group);


• Tondach (австрийского концерна TONDACH);


• немецкие CREATON, PFLEIDERER, MEINDL (входят в международную группу ЕТЕХ), von Muller, JUNGMEIER, BOGEN, Koramik (производятся на заводях немецкого концерна Koramik Groop, относящегося к австрийскому концерну Wienerberger Group), Klinker House, Roben, MEYER HOLSEN, Nelskamp, Trost, Jacobi, ERLUS;


• Jamina (Венгрия);


• Kikinda (Сербия);


• RUPP CERAMIKA (Польша);


• UMBEUNO (Португалия) и др.


По объемам продаж керамики уже не первый год лидирует ТМ Tondach, второе место по-прежнему уверенно удерживает BRAAS.


Некоторые торговые марки, преимущественно немецкие и австрийские, производятся на территории других стран. В частности, немецкие Roben, Jacobi выпускаются в Польше, австрийская Tondach — в Чехии, Венгрии, Словакии, австрийская toramik — в Польше, Германии. В Украину Roben завозится исключительно из Польши. Tondach — преимущественно из Словакии, но также поставляется и из других стран, в том числе Австрии, Koramik — в основном из Польши, а также из Германии.

  

Цементно-песчаная черепица

В отличие от керамического сегмента, где безраздельно господствует импорт, в .цементно-песчаном сегменте импорту приходится делить рыночный «пирог» с отечественным производством. Точных данных, кому какая доля принадлежит, конечно же, нет. Импортная черепица удерживает 80-90% рынка, украинская — лишь 10-20%.


Среди импортной продукции на сегодняшний день лидирует торговая марка BRAAS. Второе лидирующее место по продажам занимает цементно-песчаная черепица Euronit международного концерна ETEX Group. Помимо этого, на рынке незначительно представлены торговые марки Prodach (Польша), Nelskamp (Германия) и др.


Поскольку спрос на цементно-песчаную черепицу довольно высокий, и данный рынок имеет широкие перспективы развития, открытием и расширением производства в Украине заинтересовались зарубежные операторы. Так, в 2007 г. компания «Монье» приступила к реализации проекта строительства локального завод BRAAS в Украине.

  

 

Полимер-песчаная черепица

Полимер-песчаная черепица — продукция достаточно новая в Украине. Первым в 2001г. ее начало производить Луганское предприятие «ТПК «Полимер-технология». Однако популярность этой продукции стремительно растет с каждым годом. Темпы роста рынка полимер-песчаной черепицы за 2007 г., по разным оценкам составили от 50% до 150%.


Спрос на полимер-песчаную черепицу на сегодняшний день значительно выи предложения. «Как правило, за исключением зимы, на которую приходит мертвый сезон, во все остальные месяцы на нашу продукцию наблюдается дефицит. Клиентам приходится ждать поставок по два месяца. В эту же зиму вообще не было мертвого сезона». Объясняется дефицит небольшими объемами производства. Одно предприятие, как правило, выпускает примерно 3000 кв. м черепицы.


Более крупные предприятия способны выпускать продукцию в больших объемах.


Несмотря на активное развитие сегмента полимер-песчаной черепицы, пока этот продукт, занимает очень малую долю на рынке материалов для скатных кровель — 0,2%. Это связано с небольшими объемами производства и новизной данного материала.


Полимер-песчаная черепица в Украине представлена только отечественными производителями. Завозить эту продукцию из-за рубежа, в частности из России, не имеет никакого смысла. Более высокие затраты на производство за рубежом, плюс перевозка и таможенные пошлины делают поставки продукции сюда невыгодными.


На сегодняшний день в Украине более-менее крупных насчитывается немногим более 10 предприятий.


Также в Украине очень много мелких предприятий, так называемых гаражных, выпускающих продукцию в очень малых объемах. Некоторые операторы заявляют, что -продукция мелких компаний не всегда хорошего качества, так как изготавливается она с нарушением технологии производства. «Чтобы создать в Украине серьезное производство и установить нормальную линию, необходимо не менее 100 тыс. долларов».


В отличие от «натурального» сегмента, на рынке полимер-песчаной черепицы наблюдается постоянное «движение» — каждый год появляются и исчезают мелкие предприятия. За полтора последних года ушли с этого рынка 3-4 небольших производителя, переориентировавшись на другие сферы производства. Данных, сколько их появилось за это время, нет.


Технология производства полимер-песчаной черепицы заключается в использовании в качестве сырья песка, полимеров и красителей. Как правило, производители используют композицию из трех видов полимеров — полиэтилен, полипропилен, полистирол. У каждого, безусловно, свой секрет соотношения данных компонентов. Некоторые производители используют исключительно один вид полимеров, например, полиэтилен.


Зачастую на рынке представлена продукция, при производстве которой используется некачественное сырье. Некоторые производители используют дешевые китайские красители и низкого качества полимерные связующие, что приводит к утрате цвета и разрушению черепицы под действием ультрафиолета.


На некачественные китайские, а также некоторые отечественные красители сетуют и другие операторы рынка. Ряд производителей поэтому перестал использовать таковые в производстве, заменив немецкими.


Цены

Тенденция роста цен на все товары, стабильно наблюдающаяся в стране, не обошла и рынок штучной черепицы. Натуральная черепица, как керамическая, так и цементно-песчаная, по данным операторов, подорожала на 20%. Прежде всего рост цен связан с ростом курса евро, увеличением транспортных расходов. Причем отечественная цементно-песчаная черепица подорожала на столько же, насколько и импортная. Поведение украинских производителей привязано к евро, ценам на импорт, а также уровню спроса и предложения.


На сегодняшний день, таким образом, керамика стоит в среднем от 17 до 45 евро/кв.м, некоторые типы элитной черепицы могут обойтись в сумму до 60 евро/кв. м, а цена черепицы ручной работы доходит до 100 евро/кв. м.


Цементно-песчаная черепица стоит от 8 до 15 евро/кв. м.


На 25-30% выросла в цене и полимер-песчаная черепица. Подорожание этого кровельного материала, по словам операторов, обусловлено в первую очередь увеличением стоимости сырья более чем на 100%. Кроме того, на стоимости продукции также отразилось повышение заработной платы, рост цен на электроэнергию, а также повышенный спрос на полимер-песчаную черепицу.

 

Потребительские вкусы

Штучная черепица на рынке кровельных материалов находится в двух ценовых сегментах. Традиционно к элит-классу относится керамика, к среднему — цементно-песчаная и полимер-песчаная черепица. Однако существует и другая градация. Зачастую к элитному сегменту причисляют только немецкую керамику, которая, по словам операторов, значительно лучшего качества и соответственно более дорогая. К среднему сегменту, следовательно, относят керамику, произведенную в других странах, и цементно-песчаную черепицу, к эконом-группе — полимер-песчаную.


Люди с достатком предпочтение отдают керамической и цементно-песчаной черепице примерно в соотношении 60% на 40%. Люди со средним достатком отдают предпочтение полимер-песчаной черепице.


Самое большое количество заказов приходится на строительство домов на продажу — около 50%. При этом заказывают дешевую керамику. Потребители, которые строят для себя, выбирают, как правило, более дорогую продукцию. Сейчас сегмент дорогой черепицы возрастает.


Практически единодушно операторы рынка утверждают, что спрос на штучную черепицу (и керамику, и цементно-песчаную, и полимер-песчаную) на сегодняшний день очень высокий и полностью не удовлетворен. Поэтому зачастую активно покупается, в том числе и некачественная продукция. Сейчас истерия на рынке. Покупают все, что продается, несмотря на качество. Это связано со строительным бумом, — говорят специалисты.


Предпочтения потребителей в настоящее время определяются не только ценой продукции, но также формой и цветами черепицы, которые представлены в широком ассортименте. В частности среди полимер-песчаной черепицы наибольший спрос наблюдается на романскую, или франкфуртскую, черепицу — двухволновую черепицу размером 315 на 400 мм. Предпочтения цветов, региональные. Например, в Крыму пользуются популярностью зеленый и красный, в Западной Украине — натуральные темные и коричневые цвета, в Харькове и Киеве — все цвета, в Одессе — также все цвета, особенно колоритные.


Наиболее популярные цвета — традиционные темно-коричневый, натуральный и красный. В Киевском регионе предпочтение отдается темно-коричневому.

 

 

География продаж

Регионально импортеры натуральной черепицы традиционно находятся во Львове, Киеве и Одессе.
Наибольшие продажи черепицы наблюдаются в западных областях Украины, затем идут Киев, Одесса, Крым.


Украинские производители цементно-песчаной черепицы в основном продают свою продукцию только в регионах, где расположены их заводы. Украинские производители сталкиваются с проблемой сбыта ввиду отсутствия налаженных дистрибьюторских каналов. Некоторые предприятия, однако, пытаются наладить продажи за пределами своего региона. Экспортом цементно-песчаной черепицы в Украине пока не занимаются. За границей себестоимость производства ниже, чем у нас. Там дешевле добавки, песок, цемент, оборудование. Кроме того, затраты на перевозку также делают экспорт нецелесообразным.


Производители полимер-песчаной черепицы также представлены только по «месту жительства», за исключением некоторых более крупных предприятий. Особым спросом полимер-песчаная черепица пользуется в западных регионах, где традиционно для кровли использовалась натуральная черепица.
В отличие от цементно-песчаной полимер-песчаная черепица отечественного производства экспортируется за рубеж (в США, Румынию, Молдавию, Польшу, Чехию). Кроме того, об интересе иноземцев к этой продукции говорит также тот факт, что многие страны закупают в Украине оборудование для производства полимер-песчаной черепицы. Уже поставлены линии в Болгарию, Румынию, Молдову, Грузию, Таджикистан, Италию, Ирландию и даже в Гану. Интересуются их оборудованием в Австралии и Китае. Также компания адаптировала оборудование для США.

 

Черепичное будущее

В сегменте натуральной черепицы кардинально нового ничего пока не предвидится. Безусловно, ожидается рост рынка, хотя прогнозируемые темпы оценивают по-разному. Темпы роста сохранятся на уровне 2007 г. (60-70% — по керамике, 30-40% — по цементно-песчаной черепице). Оптимисты же уверены, что прирост продаж керамики составит более чем 100%.


Без сомнения, как производители, так и импортеры надеются, что штучная черепица заметно потеснит другие кровельные материалы для скатных кровель, прежде всего такие, как металлочерепица, битумная черепица и еврошифер.


Предполагается также подорожание продукции в нынешнем году. Розничная цена натуральной черепицы повысится незначительно — порядка 4-7%, связано это с увеличением отпускных цен производителей. В настоящий момент таможенная пошлина на керамическую черепицу составляет 15%, на цементно-песчаную — 7%. Интрига года: уменьшатся ли таможенные ставки в связи с вступлением в ВТО.


Несмотря на появление новых заводов и расширение мощностей по производству цементно-песчаной черепицы, в ближайшее время более активно эта тенденция проявляться не будет. Открытия новых заводов по производству керамики в ближайшей перспективе тем более не предвидится, несмотря на то, что Украина богата хорошим сырьем для производства данной продукции.


Сведения о строительстве заводов по производству натуральной черепицы иностранными компаниями пока остаются лишь слухами.


Для того чтобы открыть производство черепицы в Украине, необходимы большие капиталовложения — около 10 млн. евро. Отечественный рынок еще не готов к появлению таких мощностей. Может, через 3-5 лет в Украину придут строить свои заводы компании из Европы. Отечественные кирпичники вряд ли откроют производство черепицы.


Совершенно иной прогноз состава операторов в сегменте полимер-песчаной черепицы. В 2008г. может открыться около 30-40 малых предприятий. Об этом свидетельствует тот фактор, что только в 2007г. было заказано 10 производственных линий. В Украине же, продают оборудование для производства четыре предприятия.


Достаточно радужно в сегменте полимер-песчаной черепицы оценивают и темы роста рынка — в два раза.

 

По материалам статей
Украинского специализированного
делового журнала "БудМайстер".


МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов
сайт создан компанией